Дознаватель и орган дознания

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дознаватель и орган дознания». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание
3. Орган дознания — это учреждение либо должностное лицо, на которое законодательством РФ возложена обязанность (предоставлено право) производить направленную на обеспечение расследования уголовно-процессуальную и иную деятельность в связи с наличием у него информации о возможном совершении преступления либо поручения другого органа предварительного расследования.
4. Понятие и процессуальный статус дознавателя

    Определение 1

    Согласно п. 24 статьи 5 УПК РФ, органы дознания – это государственные органы и представители, которые имеют право осуществлять дознание и процессуальные полномочия.

    В первой части 40 статьи УПК РФ положено, что органы дознания могут быть представлены:

    • органами внутренних дел Российской Федерации, а также те подразделения, которые входят в ОВД (отделы полиции и органы, осуществляющих контроль оборота наркотических и психотропных веществ);
    • другие государственные органы, которые были наделены полномочиями для ведения оперативно-розыскной деятельности, согласно статье 13 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». В список подобных органов включены оперативные подразделения органов ФСБ, федеральные органы государственной охраны, таможенные органы РФ, внешняя разведка России, а также федеральная служба исполнения наказаний;
    • органы федеральной службы судебных приставов;
    • командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
    • органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

    Одним из полномочий является возможность ведения предварительного расследования как часть дознания по уголовным процессам, в том числе и в тех случаях, когда предварительное дознание не является необходимым (согласно гл. 32 УПК РФ).

    Вторым полномочием является возможность ведения неотложных следственных действий по уголовным процессам, для которых совершение предварительного следствия является необходимым (статья 157 УПК РФ).

    Третьим полномочием является возможность исполнения других полномочий, приведенных в УПК РФ. Среди таких полномочий, например, могут быть дополнительные следственные действия после письменного приказа следователя.

    Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

    Начальник подразделения дознания

    Статья 41 УПК РФ показывает, что дознаватель в уголовном процессе владеет рядом полномочий:

    1. Лично совершать процессуальные действия и принимать необходимые решения, кроме тех ситуаций, когда требуется подтверждение со стороны руководителя органа дознания, прокуратуры или судьи.
    2. Исполнять другие полномочия, которые предусмотрены УПК РФ.
    Замечание 4

    Важно знать, что дознаватель обязан исполнять приказы прокуратуры и руководителя органа дознания.

    Если сотрудник не согласен с приказами руководства, то он может обжаловать решение перед прокурором. Если дознаватель не согласен с указанием прокурора, то он может обжаловать это перед вышестоящим прокурором, но в то же время исполнение указаний не должно быть остановлено.

    Жилищное законодательство РФ

    Законодательство не допускает возложение полномочий по проведению предварительных мероприятий на проводивший их ранее орган дознания. УПК формулирует этот запрет в ст. 41, ч. 2. Данное ограничение обусловлено тем, что служащие принимали бы в таком случае решения, основываясь не столько и не только на доказательствах, присутствующих в материалах дела, но и на оперативно-розыскных данных.

    В пределах своих полномочий следователь может дать органу дознания письменные поручения. В частности, он может распорядиться совершить оперативно-розыскные мероприятия, выполнить постановление о задержании, аресте, приводе и так далее. Назначение такого указания заключается в том, что следователь, исполняя лично основную работу, в процессе разрешения некоторых вопросов может воспользоваться помощью дознавателя. В ряде случаев возникает необходимость повести оперативно-розыскные мероприятия за пределами подведомственной территории. В таких ситуациях действует ч. 1 ст. 152, по положениям которой сотрудник может направить соответствующие распоряжение в уполномоченную структуру по месту производства мероприятий. Орган дознания обязан выполнить отдельное поручение следователя в срок, который не превышает десяти дней.

    Целесообразность поручений устанавливается возможностью в короткий срок и с минимальными организационными и процессуальными усилиями выполнить мероприятия, ориентированные на:

    1. Раскрытие, предупреждение и расследование преступлений.
    2. Привлечение к ответственности, установленной законом, виновных лиц.
    3. Розыск субъектов, совершивших посягательство, обеспечение надлежащего их поведения.

    Необходимо сказать, что следственные структуры и органы дознания находятся в постоянном тесном взаимодействии. Между этими подразделениями происходит постоянный обмен информацией. Орган дознания выполняет важнейшую работу в рамках производства по делу. Он не только проверяет сведения о вероятных преступлениях, но и проводит неотложные оперативные мероприятия. Большое значение в организации работы подразделения имеет деятельность руководителя. От его профессионализма зависит эффективность проводимых мероприятий, их своевременность, актуальность.

    Указания, которые поступают от следственных органов, являются обязательными для исполнения. Это, однако, не означает, что служащие, ответственные за их реализацию, не могут выражать несогласие с ними. Так, санкция прокурора может быть обжалована стоящему над ним должностному лицу, указание следователя — руководителю соответствующего отдела. Тем не менее оспаривание не приостанавливает исполнение распоряжений. Органы дознания выступают в качестве одного из ключевых звеньев в уголовно-процессуальной системе. От их работы зачастую зависит результат оперативно-розыскных мероприятий, своевременное установление личностей преступников и привлечение виновных к ответственности.

    Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

    Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

    Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

    1.1 понятие и перечень органов дознания

    Орган дознания — это учреждение либо должностное лицо, на которое законодательством РФ возложена обязанность (предоставлено право) производить направленную на обеспечение расследования уголовно-процессуальную и иную деятельность в связи с наличием у него информации о возможном совершении преступления либо поручения другого органа предварительного расследования.

    Учреждения (органы внутренних дел, органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с ФЗ полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, органы Федеральной службы судебных приставов, органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы);

    Должностные лица (командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов и др.)

    Органы внутренних дел РФ и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

    Понятие и процессуальный статус дознавателя

    Командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждения или гарнизонов;

    Органы государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы.

    Дополнительно к статье 40 УПК РФ перечень органов (должностных лиц), правомочных осуществлять дознание, закреплен в статье 151 УПК. В частности, дознание производится: Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 №174-ФЗ (ред. от 03.02.2015) // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 52.- Ст. 4921.

    Дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступления, предусмотренных ст. 253, 256, ч. 1, 2 ст. 322 и ч. 1 ст. 323 УК РФ;

    Дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных сТ. 157, 177, ч. 1 ст. 294, ст. 297, ч. 1 ст. 311, ст. 312 и 315 УК РФ; Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 03.02.2015) // Собрание законодательства РФ.- 1996.- № 25.- Ст. 2954

    Следователями Следственного комитета РФ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 3 ст. 150, совершенных лицами, указанными в подпунктах «б» и «в» пункта 1 ч. 2 настоящей статьи;

    Дознавателями (следователями) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1. Ст. 228, 228.2, 228.3, ч. 1. Ст. 230, ч. 1. Ст. 231, ч. 1 ст. 232, 233, ч. 1, 4 ст. 234 и ч УК РФ;

    Полномочиями конкретного сотрудника, реализующего уголовно-процессуальные права и обязанности органа дознания, разняться в зависимости от того, является ли он сотрудником учреждения, наделенного правами органа дознания, или всего-навсего подчинен по службе должностному лицу, которое является органом дознания.

    Основная часть уголовно-процессуальной деятельности органов внутренних дел как органов дознания осуществляется сотрудниками полиции.

    Органы дознания — это государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять предварительное расследование в форме дознания и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК РФ).

    Перечень органов дознания содержится в ч. 1 ст. 40 УПК:

    1. органы внутренних дел, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
    2. органы Федеральной службы судебных приставов;
    3. командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
    4. органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

    Основные полномочия органов дознания можно разделить на две группы:

    • связанные собственно с производством дознания как формы предварительного расследования по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно;
    • связанные с возбуждением уголовного дела и производством неотложных следственных действий по делам, по которым предварительное следствие обязательно.

    Дознание выступает в качестве формы предварительного расследования по делам о преступлениях, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК. Дознание и предварительное следствие как формы расследования направлены на выполнение назначения уголовного судопроизводства, основаны на его единых принципах. В целом общие правила предварительного следствия распространяются и на дознание. Тем не менее, дознание отличается от предварительного следствия ускоренной процедурой производства, порождающей ряд особенностей расследования и его завершения (гл. 32 УПК РФ).

    Органы дознания и их компетенция

    Согласно ст. 5 п. 7 УПК дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

    Следует иметь в виду, что на основании ч. 3 ст. 41 УПК дознаватель уполномочен:

    1. самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуется согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;
    2. осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

    Важно обратить внимание на то обстоятельство, что дознаватель не пользуется процессуальной самостоятельностью (ч. 4 ст. 41 УПК).

    В настоящее время наиболее представительными в количественном отношении являются органы дознания внутренних дел, поскольку они выполняют основной объем работы по приему и рассмотрению заявлений и сообщений о преступлениях. 18 апреля 1991 г. был принят Закон РФ «О милиции», в соответствии с которым она подразделена на криминальную и местную милицию (МОБ). В МОБ функции по расследованию преступлений в форме дознания преимущественно выполняют сотрудники специализированных подразделений дознания — дознаватели. Приказ МВД России от 6 августа 2007 г. № 697 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по производству предварительного расследования в форме дознания» определил, что дознаватели органов внутренних дел осуществляют процессуальные функции в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства:

    • дают в пределах компетенции органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных и иных действий;
    • принимают меры по профилактике преступлений, предупреждению уклонения от дознания лиц, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступления, и своевременному направлению материалов для организации их розыска.

    Проверять уголовные дела и материалы, находящиеся в производстве дознавателей, давать по ним указания, оценивать по ним процессуальные действия, а также решения дознавателя, не отмененные в установленном законом порядке, вправе только специально уполномоченные на то законом лица.

    К основным полномочиям дознавателя относятся:

    1. В полномочия дознавателя входят неотложные действия, которые входят в круг обязанностей следователя. В том случае, если промедления могут привести к потере информации по делу, следов, улик, которые свидетельствуют о совершении преступления.
    2. Дознаватель имеет право вести расследование в границах своих полномочий. Дознаватель имеет право принимать ответственные решения, не выходящих из круга его полномочий, за исключением случаев, когда принятое решение необходимо согласовать по закону.
    3. В процессе дознания, дознаватель имеет право вызвать свидетелей, граждан, подозреваемых для допроса, пригласить специалистов компетентных в рассматриваемых вопросах. Он проводит осмотр, производит задержание, изымает документацию, предметы если, по его мнению, они являются уликами. Дознаватель имеет право назначить экспертизу.
    4. В полномочия дознавателя входят гарантии возмещения материального ущерба, если он был нанесен при преступлении.

    В определенных случаях у дознавателя есть возможность отказаться от ведения конкретного дела. Лица, участвующие в преступлении, также могут подать заявление об отводе дознавателя.

    Дознаватель несет ответственность за обоснованность принимаемых им решений в процессе предварительного расследования, законное и своевременное производство по уголовным делам процессуальных действий, сохранность всех полученных по делу материалов. Обстоятельства, которые имеют значение для объективного и верного решения уголовного дела, должны устанавливаться при помощи доказательств. Доказательства в уголовном праве – это фактические данные, основываясь на которые орган дознания (в последующем следователь и суд) в определенном порядке устанавливают наличие / отсутствие виновности лица, совершения им общественно опасного деяния и другие обстоятельства, необходимые для правильного разрешения дела.

    Дознание осуществляется в случае, когда следствие по уголовному делу необязательно. Эта форма предварительного расследования применяется в производствах по преступлениям, перечень которых приведен в 3 части 150 статьи УПК.

    Полномочия органов дознания и следствия существенно отличаются по своим объемам. При этом все решения, вынесенные и теми и другими структурами, обладают одинаковой юридической силой.

    Органы дознания проводят расследование по ускоренной (упрощенной) процедуре. В юридических изданиях содержатся различные мнения относительно сущности дознания. По мнению одних авторов, его следует рассматривать как простейшую или первоначальную процедуру расследования. Другие авторы считают, что дознание – первичная деятельность, направленная на установление события и материальных следов преступления.

    Цель работы — рассмотреть органы дознания и их функции в уголовном процессе.

    Органы дознания, согласно положениям 24 пункта 5 статьи УПК, — госструктуры, должностные лица, в задачи которых входит осуществление дознания и реализация иных полномочий. Они входят в категорию правоохранительных институтов власти.

    Основными процессуальными полномочиями органов дознания являются:

    • Производство расследования по делам, предварительное следствие по которым необязательно.
    • Осуществление неотложных следственных мероприятий по делам, следствие по которым обязательно.

    Полномочиями органов дознания наделяются ОВД РФ прочие структуры исполнительной власти, в компетенцию которых входит осуществление оперативно-розыскных мероприятий. ОВД формируют самостоятельное звено системы МВД. В его состав входят:

    • Органы ФСБ. Их компетенция закреплена ФЗ № 40. В полномочия органов дознания ФСБ входит пограничная, контрразведывательная деятельность, реализация мероприятий по обеспечению информационной безопасности.
    • Органы ФТС. Эти структуры обеспечивают соблюдение норм в сфере таможенно-тарифного регулирования, ограничений и запретов, предусмотренных в законодательстве о внешнеэкономической деятельности и связанных с перемещением грузов через Госграницу. В полномочия органов дознания ФТС входит осуществления оперативно-розыскных мероприятий по делам о контрабанде и уклонении от отчисления таможенных сборов.
    • Подразделения ФСИН. Полномочия органов дознания реализуются начальниками учреждений — колоний особого, строго, общего режима, тюрем, воспитательных колоний, следственных изоляторов, лечебно-исправительных учреждений. Оперативно-розыскные мероприятия осуществляются по делам, предварительное следствие по которым обязательно, о преступлениях, связанных с нарушением правил несения службы сотрудниками и иными лицами.
    • Структуры, осуществляющие контроль оборота наркотических и психотропных веществ. Задачи и полномочия их органов дознания связаны с выполнением оперативно-розыскных мероприятий по преступлениям, предусмотренным частями первыми статей 228, 228.2, 230-233, ч. 1, 4 ст. 234 УК.

    В число подразделений Федеральной службы судебных приставов также входят органы дознания. Полномочия дознавателей регламентируются ФЗ № 118.

    Соответствующие подразделения ФССП вправе и должны возбуждать производства по преступлениям, предусмотренным статьями УК:

    • 157 – об уклонении от выплаты алиментов;
    • 294 (ч. 1) – о воспрепятствовании производству расследования и отправлению правосудия;
    • 297 – о неуважении к суду;
    • 311 (ч. 1) – о разглашении информации о мерах безопасности, предпринятых в отношении судьи и сторон уголовного процесса;
    • 312 – о противоправных действиях с имуществом, на которое был наложен арест или которое подлежит конфискации;
    • 315 – о неисполнении судебного постановления (решения, приговора, иного акта).

    В соответствии с положениями 40 статьи УПК и Приказа Минобороны № 557 от 2008 г., полномочия начальников органов дознания реализуют:

    • командиры воинских соединений и частей;
    • руководители военных учреждений;
    • начальники гарнизонов.

    Указанные лица осуществляют дознание по преступлениям, совершенным военнослужащими, лицами, проходящими сборы, сотрудниками гражданского персонала ВС, иных войск и формирований, а также органов связи при исполнении ими служебных обязанностей либо в пределах территории расположения части, гарнизона, учреждения.

    УДК 343.123 ББК Х73+Х410.212.1

    DOI: 10.14529/^170406

    НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНА ДОЗНАНИЯ И ДОЗНАВАТЕЛЯ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

    И. Н. Пустовая

    Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

    В статье рассматриваются вопросы разграничения понятий «дознаватель» и «орган дознания». Дознаватель и орган дознания являются самостоятельными участниками уголовного процесса. Однако при рассмотрении понятия «дознаватель» выявляется, что им может быть лицо, обладающее уголовно-процессуальными полномочиями в силу закона, а также лицо, на которое возлагаются уголовно-процессуальные полномочия начальником органа дознания, что не нашло отражение в законе. Вносится предложение по уточнению понятия «дознаватель». В целях установления их различий анализируются полномочия, закрепленные в нормах УПК РФ. Производство неотложных следственных действий в практической деятельности возлагается на дознавателя. Вносятся предложения по изменению ст. 41 УПК РФ, о необходимости расширения полномочий дознавателя при производстве по уголовному делу.

    Ключевые слова: орган дознания, дознаватель, полномочия, дознание, неотложные следственные действия.

    Деятельность органов дознания направлена на противодействие преступности в России. Одним из существенных элементов борьбы с преступностью является привлечение лиц, совершивших преступление, к уголовной ответственности в процессе производства по уголовному делу. Расследование уголовных дел в Российской Федерации осуществляется в двух формах: предварительное следствие и дознание. Дознание по уголовному делу, по которому предварительное следствие не обязательно, осуществляется дознавателем, а в некоторых случаях и следователем, что отражается в п. 8 ст. 5 УПК РФ.

    Одновременно законодатель указывает, что дознание могут осуществлять и органы дознания (п. 1 ч. 2 ст. 40 УПК РФ).

    Объектом данной работы выступает деятельность органов дознания.

    Органы дознания – это государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуаль–ные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК).

    К ним относятся (ст.

    40, 151 УПК): 1) органы внутрен–них дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом пол–номочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (согласно ФЗ «Об ОРД» к таким органам относятся: органы ФСБ, федеральные органы государ–ственной охраны, таможенные органы РФ, Служба внеш–ней разведки РФ, Министерство юстиции рФ, а также орга–ны по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ); 2) главный судебный при–став РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта рФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда рФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; 3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; 4) орга–ны Государственной противопожарной службы; 5) орга–ны по контролю за оборотом наркотических средств и пси–хотропных веществ; 6) пограничные органы федеральной службы безопасности; 7) таможенные органы рФ.

    Начальник подразделения дознания – долж–ностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подраз–деление, которое осуществляет предваритель–ное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5 УПК).

    • Полномочия:
    • 1)поручать дознавателю проверку сообщения о пре–ступлении, принятие по нему решения либо произ–водство дознания по уголовному делу;
    • 2) изымать уголовное дело у дознавателя и переда–вать его другому дознавателю;
    • 3) проверять материалы уголовного дела;
    • 4) давать дознавателю указания о направлении рас–следования, производстве отдельных следст–венных действий, об избрании в отношении подо–зреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения;
    • 5) отменять необоснованные постановления дозна–вателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

    6) вносить прокурору ходатайство об отмене незакон–ных или необоснованных постановлений дознава–теля об отказе в возбуждении уголовного дела.

    Определение 1

    Согласно п. 24 статьи 5 УПК РФ, органы дознания – это государственные органы и представители, которые имеют право осуществлять дознание и процессуальные полномочия.

    В первой части 40 статьи УПК РФ положено, что органы дознания могут быть представлены:

    • органами внутренних дел Российской Федерации, а также те подразделения, которые входят в ОВД (отделы полиции и органы, осуществляющих контроль оборота наркотических и психотропных веществ);
    • другие государственные органы, которые были наделены полномочиями для ведения оперативно-розыскной деятельности, согласно статье 13 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». В список подобных органов включены оперативные подразделения органов ФСБ, федеральные органы государственной охраны, таможенные органы РФ, внешняя разведка России, а также федеральная служба исполнения наказаний;
    • органы федеральной службы судебных приставов;
    • командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
    • органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

    Одним из полномочий является возможность ведения предварительного расследования как часть дознания по уголовным процессам, в том числе и в тех случаях, когда предварительное дознание не является необходимым (согласно гл. 32 УПК РФ).

    Вторым полномочием является возможность ведения неотложных следственных действий по уголовным процессам, для которых совершение предварительного следствия является необходимым (статья 157 УПК РФ).

    Третьим полномочием является возможность исполнения других полномочий, приведенных в УПК РФ. Среди таких полномочий, например, могут быть дополнительные следственные действия после письменного приказа следователя.

    Замечание 1

    Помимо вышеописанных органов дознания, полномочиями по началу уголовного процесса и выполнение следственных действий может распространяться на должностных лиц, которые не являются этими органами.

    Исходя из 40 статьи УПК РФ, такими могут быть капитаны морских и речных судов, которые находятся в дальнем плавании, но только в случае, если преступления были совершены на судах под ответственностью этих капитанов.

    Исходя из статьи 5 УПК РФ, дознаватель – это уполномоченное лицо органа дознания, которое в ситуациях, предусмотренных законом, занимается производством предварительного следствия как части дознания, а также прочие права и обязанности, которые предусмотрены Кодексом. Обязанность на проведение дознания лежит на дознаватели, который назначается либо начальником органа дознания, либо его заместителем (в случаях, когда не требуется обязательное предварительное следствие).

    Замечание 3

    Стоит отметить, что дознаватель – это сотрудник органа дознания. Обычно, дознаватель получил особое юридическое образование и имеет релевантный опыт работы. В определенных ведомствах (таких как ОВД РФ и таможенных органах) были организованы особые подразделения дознания, состоящие из сотрудников-дознавателей и управляются начальниками этих подразделений.

    • Органы дознания — это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.
    • К ним относятся: Органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделённые в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности; Органы Федеральной службы судебных приставов России; Начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, Командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; Органы Государственного пожарного надзора.
    • Капитаны морских и речных судов, находящиеся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершённых на данных судах; Руководители геологоразведочных партий и зимовок, начальники российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удалённых от мест расположения органов дознания по уголовным делам о преступлениях, совершённых по месту нахождения данных партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз; Главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершённых в пределах территорий данных представительств и учреждений.
    • Начальник органа дознания — должностное лицо органа дознания, уполномоченное давать поручения по производству дознания, а также неотложных следственных действий и наделенное отдельными процессуальными полномочиями.

    Начальник подразделения дознания — должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответ. специализированное подразделение, которое осуществляет предварит. расследование в форме дознания, а также его заместитель. Не все органы дознания имеют свои специализированные подразделения.

    Дознаватель — должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК.

    Дознаватель, являясь самостоятельным участником процесса, производит следственные и другие процессуальные действия по исследованию обстоятельств дела, принимает процессуальные решения, оценивает доказательства по внутреннему убеждению, руководствуясь законом и совестью.

    Выберите букву

    Завершая обучения в ВУЗе на юридическом факультете или профильное среднее училище по специальности юрист, каждый в праве выбирать как строить свою карьеру и свой жизненный путь, многие выбирают службу в органах внутренних дел.

    Дознаватель — согласно Уголовно-процессуальному кодексу РФ должностное лицо органа дознания, работающий (служащий, профессия) в следственном или ином подразделении (органе) дознания по итогу своей деятельности составляет судебный акт, к уголовной ответственности самостоятельно не привлекает, осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ, а потому право обжаловать действия субъекта менее компетентного автоматически распространяется и на право обжаловать действия субъекта более компетентного: руководителя органа дознания, начальника подразделения дознания, органа дознания.

    Полномочия начальника органа дознания достаточно обширны:

    • проверка заявлений о совершенных правонарушениях, принятие по ним решений, получение данных по делу и проведение неотложных процедур в рамках расследования;
    • продление сроков проверки сообщений о злодеяниях;
    • проверка материалов, которые находятся в органе и у дознавателя;
    • выдача подчиненному письменных поручений;
    • рассмотрение возражений дознавателя;
    • принятие решений о дознании и составе группы;
    • восстановление утерянных уголовных дел или его материалов;
    • возвращение дел дознавателю;
    • утверждение обвинений.

    Данное должностное лицо уполномочено осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные действия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом.

    Как отмечено выше, орган дознания, как правило, является государственным учреждением, но непосредственно дознание осуществляется должностным лицом этого учреждения, которого называют дознавателем.

    Решение о возложении на конкретного работника полномочий дознавателя принимается начальником органа дознания или его заместителем. Данному работнику с принятием такого решения как бы передаются предусмотренные законом полномочия органа дознания по осуществлению расследования уголовных дел в форме дознания. Возложение полномочий по осуществлению дознания на лиц, которые проводили или проводят по данному делу оперативно-розыскные мероприятия, не допускается.

    Круг прав и обязанностей дознавателя при производстве по конкретному делу во многом (но не во всем) сходится с полномочиями следователя. На дознавателя возложены, как правило, самостоятельное производство следственных и иных процессуальных действий (кроме случаев, когда в соответствии с УПК РФ для совершения какого-то процессуального действия или принятия решения требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение) и осуществление иных полномочий, предусмотренных УПК РФ.

    Однако нужно иметь в виду, что процессуальная самостоятельность дознавателя существенно ограничена. Это проявляется прежде всего в том, что указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с предписаниями УПК РФ, обязательны для дознавателя. И хотя при этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору, обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.

    В системе органов внутренних дел основную нагрузку по выполнению возложенной на них уголовно-процессуальной функции по расследованию уголовных дел в форме дознания выполняют специализированные подразделения дознания (дознаватели ОВД).

    Подразделения дознания функционируют в органах внутренних дел нашей страны с момента создания милиции, однако законодательно создание органов дознания как самостоятельных подразделений в системе органов внутренних дел состоялось только 16 октября 1992 г., когда был издан приказ МВД России № 3681Приказ МВД России от 16 октября 1992 г. № 368 «О мерах по укреплению подразделений дознания и совершенствованию раскрытия преступлений, по которым предварительное следствие не обязательно» (отменен). о создании специализированных подразделений дознания для расследования уголовных дел, по которым предварительное следствие необязательно. Специализированные подразделения дознания были созданы в МВД России (в составе Главного управления охраны общественного порядка МВД России), в УВД, ГУВД, УВДТ (ОВДТ) и гор(рай)линорганах внутренних дел.

    Структура специализированных подразделений дознания ОВД. В настоящее время в системе МВД России руководство подразделениями дознания осуществляет Управление организации дознания, структурно входящее в Департамент охраны общественного порядка МВД России. В МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ действуют управления и отделы дознания. В структуре подразделений дознания субъектов РФ могут создаваться специализированные отделы, отделения, группы по направлениям деятельности, в том числе специализированные подразделения по производству дознания по уголовным делам, отнесенным к подследственности дознавателей ОВД2Приказ МВД России от 6 августа 2007 г. № 697 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по производству предварительного расследования в форме дознания».. Могут создаваться также подразделения (отделения и группы) по расследованию уголовных дел, имеющих повышенную сложность, общественную значимость либо носящих межрайонный характер.

    Подразделение дознания возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности в установленном порядке начальником ГРОВД и непосредственно подчиняется заместителю начальника ГРОВД (начальнику МОБ). Начальник подразделения дознания может иметь заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности в установленном порядке начальником ГРОВД.

    — сложные, поддающиеся описанию;

    Согласно ст. 5 п. 7 УПК дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

    Следует иметь в виду, что на основании ч. 3 ст. 41 УПК дознаватель уполномочен:

    1. самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуется согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;
    2. осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

    Важно обратить внимание на то обстоятельство, что дознаватель не пользуется процессуальной самостоятельностью (ч. 4 ст. 41 УПК).

    В настоящее время наиболее представительными в количественном отношении являются органы дознания внутренних дел, поскольку они выполняют основной объем работы по приему и рассмотрению заявлений и сообщений о преступлениях. 18 апреля 1991 г. был принят Закон РФ «О милиции», в соответствии с которым она подразделена на криминальную и местную милицию (МОБ). В МОБ функции по расследованию преступлений в форме дознания преимущественно выполняют сотрудники специализированных подразделений дознания — дознаватели. Приказ МВД России от 6 августа 2007 г. № 697 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по производству предварительного расследования в форме дознания» определил, что дознаватели органов внутренних дел осуществляют процессуальные функции в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства:

    • дают в пределах компетенции органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных и иных действий;
    • принимают меры по профилактике преступлений, предупреждению уклонения от дознания лиц, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступления, и своевременному направлению материалов для организации их розыска.

    Проверять уголовные дела и материалы, находящиеся в производстве дознавателей, давать по ним указания, оценивать по ним процессуальные действия, а также решения дознавателя, не отмененные в установленном законом порядке, вправе только специально уполномоченные на то законом лица.

    В статье рассматривается организация дознания как на уровне МВД России, так и на уровне территориальных органов внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации. Особое внимание уделено деятельности специализированных подразделений дознания .

    Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Милехин В.А.,

    начальник кафедры уголовной политики и организации предупреждения преступлений

    (Академия управления МВД России)

    Организация дознания в системе МВД России

    В статье рассматривается организация дознания как на уровне МВД России, так и на уровне территориальных органов внутренних дел, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Особое внимание уделено деятельности специализированных подразделений дознания.

    Органы дознания, специализированные подразделения дознания, полномочия по осуществлению дознания, упрощенные формы дознания, расследования преступлений в форме дознания.

    Дознание — это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно . Оно проводится в целях установления лица, совершившего преступление, и других обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела. В отдельных случаях, указанных в ч. 3 ст. 151 УПК РФ, дознание проводится следователями Следственного комитета РФ и ФСКН России и других органов государственной власти.

    Дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также обладающее иными полномочиями, предусмотренными УПК РФ . При этом ответственность за решения и действия, относящиеся к компетенции органа дознания, должен нести как начальник органа дознания, так и дознаватель.

    Дознаватель — согласно Уголовно-процессуальному кодексу РФ должностное лицо органа дознания, работающий (служащий, профессия) в следственном или ином подразделении (органе) дознания по итогу своей деятельности составляет судебный акт, к уголовной ответственности самостоятельно не привлекает, осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ, а потому право обжаловать действия субъекта менее компетентного автоматически распространяется и на право обжаловать действия субъекта более компетентного: руководителя органа дознания, начальника подразделения дознания, органа дознания.

    К его компетенции относятся относительно простые составы преступлений, а общественная опасность – невысокой. При этом следователь может принять к производству «дознавательский» материал, а дознаватель – «следовательский» материал принять не вправе. Кто из них «хуже» для подозреваемого и обвиняемого, сказать сложно.

    Дознаватель несёт ответственность за все свои решения и действия, поэтому он должен работать законно и выполнять все обязанности.

    Таким образом, должностные лица органа дознания являются субъектами и проверки сообщения о преступлении, и формирования доказательственной базы в стадии возбуждения уголовного дела, а следовательно, надлежащим субъектом производства следственных действий.

    1. В первом случае, когда должностное лицо ОВД, назначенное на должность дознавателя, правомочно в силу своего служебного положения осуществлять расследование преступлений в форме дознания. Назначение сотрудника ОВД на должность дознавателя оформляется приказом начальника ОВД (УВД) по отделу кадров.
    2. Во втором случае, когда начальник органа дознания уполномочил кого-либо из должностных лиц ОВД осуществлять уголовно-процессуальные действия или, иными словами, делегировал подчиненному сотруднику осуществление уголовно-процессуальных полномочий, присущих дознавателю. В этом случае начальник органа дознания путем письменного распоряжения (резолюции) на соответствующих документах адресует подчиненному сотруднику указания на осуществление процессуальных действий.

    Если оперативный уполномоченный по результатам доследственной проверки сообщения о преступлении экономической направленности придет к выводу о том, что в материалах имеются данные, указывающие на признаки уголовного преступления, то он вправе направить материал в следственное подразделение для принятия итогового решения.

    Вместе с тем он вправе сам вынести постановление о возбуждении уголовного дела, пользуясь при этом правилами ст. 157 УПК РФ. Данная норма определяет компетенцию органа дознания и предоставляет право на возбуждение уголовного дела другому субъекту, не следователю, но вместо него.

    Справочно:

    С целью попытки оптимизировать деятельность по рассмотрению сообщений о преступлениях в 2014 году в отдельных территориальных органах МВД России было принято решение о проведении эксперимента, в ходе которого рассматривать сообщения о преступлениях должны были только следователи или штатные дознаватели с учетом правил о подследственности. Сотрудникам других служб было запрещено принимать процессуальные решения по материалам.

    Уголовно-процессуальный кодекс РФ позволяет обжаловать действия и постановления дознавателя, путем подачи жалобы вышестоящему руководству, в прокуратуре по ст. 124 УПК РФ или в суде по ст. 125 УПК РФ.

    Форма предварительного расследования

    Следует учитывать, что определение формы предварительного расследования — это общая задача как первой, так и второй стадии уголовного процесса — стадии предварительного расследования

    О правильности данных выводов говорит также то, что ст. 150 УПК РФ регламентирует формы предварительного расследования в качестве общего условия именно второй стадии уголовного процесса, так как структурно находится в главе 21 «Общие условия предварительного расследования», расположенной в разделе VIII «Предварительное расследование». А учитывая то, что раздел VII «Возбуждение уголовного дела» не содержит аналогичных норм, то сама возможность уголовно-процессуальной аналогии изначально определяет определение формы предварительного расследовании и подследственности в качестве основной задачи именно второй стадии уголовного процесса, делая данную задачу в стадии возбуждения уголовного дела факультативной.

    • проверять, а также просматривать сообщения о совершённых и готовящихся преступлениях;
    • принимать решения после просмотра сообщений о различных преступлениях. Кроме прав, дознаватели имеют определённые обязанности:
    • осуществлять деятельность по принципам уголовного судопроизводства;
    • применять меры принуждения, которые разрешены законом;
    • действовать в соответствии с указаниями начальника органа дознания и прокурора;
    • осуществлять другие полномочия, которые предусмотрены законом.


    Документы уголовного дела следует исполнять четким и разборчивым почерком. Все зачеркивания, исправления и дописки должны быть оговорены в конце протокола и удостоверены подписями лиц, участвовавших в следственном действии. На каждом листе с левой стороны оставляются поля для подшивки (2,5 — 3 см).

    Все документы уголовного дела должны быть подшиты в обложку, пронумерованы и занесены в опись. Если воинская часть имеет условное наименование, то запрещается в документах уголовного дела указывать ее действительное наименование.

    Статья 125


    Похожие записи:

    Добавить комментарий